Кликер-дрессировка
Своё название кликер-дрессировка ведёт от кликера - устройства используемого в процессе обучения. Кликер (clicker) – представляет собой маленькую пластиковую коробочку с клавишей, которая при нажатии на нее издает звуковой сигнал – щелчок. Слово click так и переводится с английского – щелчок. Кликер позволяет быстро и эффективно решить те вопросы дрессировки и обучения нашего питомца, на которые, используя традиционные методы работы, раньше тратились многие часы. Теперь это занимает считанные минуты. При правильном и грамотном использовании кликера мы открываем перед собой и собакой новые возможности и можем добиться поразительных результатов в работе. Причём делая это бесконфликтно, комфортно и весело для всех участников процесса. Буквально одним щелчком.
А сейчас совершим небольшой экскурс в историю кликер-дрессировки чтобы понять уникальность и своеобразность этого метода.
Родиной кликер-дрессировки являются США. Именно там, в середине прошлого века, в стенах Гарвардского университета, профессором психологии Б. Ф. Скиннером (B. F. Skinner), были разработаны основные принципы теории оперантного обучения, которые затем легли в основу кликер-дрессировки. Суть оперантного обучения состоит в последовательном, целенаправленном, поэтапном отборе и закреплении нужных (желательных) форм поведения обучающегося и устранении ненужных (нежелательных). А инструментом такого отбора и стал звуковой сигнал (клик).
Аспиранты профессора - Келлер Бреланд (Keller Breland) и его жена Мэрион Балей (Marion Bailey) применили эти разработки при работе с дельфинами в «Центре млекопитающих морской пехоты». Затем к ним присоединилась, теперь уже всемирно известная дрессировщица, Карен Прайор (Karen Pryor), которая сначала в «Центре млекопитающих», а потом и в собственном «Морском парке жизни» продолжила работы по кликер-методике с различными видами дельфинов. Более подробно об этом можно прочитать в книге Карен Прайор «Несущие ветер».
Почему ученые занимались дельфинами и почему мы заостряем ваше внимание на этом? Потому что очень важным моментом этой работы был факт, что на дельфинов нельзя воздействовать физически (механически), а можно лишь поощрять или игнорировать то или иное их поведение. Это стало ключевым фактором в процессе дрессировки. В итоге была совершена практически революция. Традиционное восприятие животного как пассивного объекта воздействия со стороны дрессировщика было сломано и сформирован совершенно новый подход, когда животное стало равноправным партнёром в процессе обучения. Отныне главной задачей дрессировщика стало создание условий для проявления животным собственной активности и чёткого обозначения нужного момента поведения, которое требует положительного подкрепления. Инструментом для такого обозначения при дрессировке дельфинов был сигнал свистка. Чтобы сделать сигнал свистка желаемым и приятным для дельфина, его наличие увязали с дачей рыбы. Другими словами, слыша свисток, дельфин знал, что он получит рыбу в качестве вознаграждения за правильное поведение. Ну а позже, в дрессировке собак, свисток трансформировался в щелчок (клик).
Почему же использование звукового сигнала (свистка, щелчка) в обучении и дрессировке животных так эффективно? На это есть несколько причин. Во-первых, любой звук очень точно дифференцируется слуховыми органами животного, а тем более, когда он звонкий и чёткий. Во вторых, по своей сути звук нейтрален. Он не плохой и не хороший, он просто звук и не несёт в себе примеси индивидуально-эмоциональных оттенков, характерных для словесных команд дрессировщика. В-третьих, звуковой сигнал позволяет очень точно выделять нужное действие во времени. Моментально, практически в доли секунды, дрессировщик может сообщать животному о результативности его поведения. Ну и в-четвёртых, звук позволяет производить подкрепление на значительном расстоянии от дрессировщика, т.е. позволяет работать с животным не только в непосредственной близости.
Итак, поработав с дельфинами, получив великолепные результаты работы, лично убедившись в эффективности метода звукового подкрепления, Карен Прайор (Karen Pryor) перенесла свой опыт дрессировки на собак, доступно и весьма подробно изложив принципы своей работы и практические примеры в популярнейшей книге «Не рычите на собак».Кликер дрессировка
Вот так, из дельфинария на собачью дрессировочную площадку и пришёл кликер-метод. Пришёл и уже более 30 лет успешно применяется при работе с собаками по различным аспектам подготовки.
В России кликер-метод появился в начале 90-х годов прошлого века и связан с именем Валерия Степановича Варлакова. Тогда, будучи еще сотрудником Института нормальной физиологии АМН СССР, Варлаков начал применять его для дрессировки собак. Впоследствии Валерий Степанович стал основным популяризатором этого метода в России, дополнительно обогатив его и расширив рамки применения кликер-метода в дрессуре собак. В. С. Варлаковым написаны интересные и полезные статьи по кликер-методике, под его руководством были подготовлены тысячи собак в городе Москве и десятки инструкторов, которые и сейчас продолжают применять кликер-метод в дрессировке.
Чем же так хорош кликер-метод?
Кликер-метод универсален и применим практически к любым собакам, – с его помощью можно работать как с агрессивными, так с и пугливыми, как с гиперактивными, так и с заторможенными, со взрослыми и щенками, со служебными и декоративными породами. Он позволяет построить процесс дрессировки с учётом как породных, так и индивидуальных особенностей вашего питомца. Он дает возможность уйти от рутины многочасовых занятий и превратить их в приятное и полезное времяпрепровождение. Он помогает интеллектуально развивать собаку, формирует у нее желание активно познавать окружающий мир.
Кликер-метод очень популярен в спортивном собаководстве. Аджилити, обидиенс, фристайл, фрисби – везде кликер-метод метод применяется как основной способ дрессировки. Он позволяет легко и комфортно осваивать сложные навыки и создает условия для раскрытия потенциала собаки.
Часто кликер-метод ещё называют бесконфликтной дрессировкой. И это действительно так, кликер-метод не отрицает наличия наказания животного, но вся работа направлена на то, чтобы избежать возможностей наказания. «Созидать, а не разрушать» – основной смысл кликер-дрессировки. Правильно формируя требования к нашему питомцу, создавая условия для безошибочной работы, грамотно отбирая и чётко объясняя нужное (желаемое) поведение, мы исключаем необходимость наказания, оно становится ненужным. Игнорируя ошибки, мы чётко сообщаем нашему питомцу о нерезультативности такого поведения и, наоборот, ярко, положительно подкрепляя нужное, мы стимулируем его к безошибочному выполнению поставленной задачи.
Мы попросили высказать своё мнение о кликер-методе известного московского кинолога, одного из создателей нормативов УГС (управляемая городская собака), ЗГС (защитная городская собака), БР(большой ринг), Новикова Петра Ивановича.
«Мой кинологический стаж насчитывает более 30 лет. Начинал работать с собаками ещё в 70-х годах, использовал в работе различные методики, но когда в начале 90-х столкнулся с кликер-методикой, то был поражен её простотой и эффективностью. Собака на занятиях буквально приобретала «крылья», начинала делать всё с желанием, быстро и чётко. Упрямцы становились покладистыми без жестокости и принуждения. Проблемы в поведении, причём разноплановые, решались быстро, а главное надёжно. Кликер-метод позволяет заложить такой потенциал в собаку, который не может дать ни одна другая методика. Я применяю его в различных аспектах своей работы: при бытовой дрессировке, при спортивной, отличные результаты метод дал при обучении служебных собак поиску ВВ (взрывчатых веществ). Кликер-метод, это метод будущего, но он предъявляет повышенные требования к дрессировщику, это нельзя забывать».
Последнее замечание господина Новикова очень важно! При всей лёгкости и простоте кликер-метода не стоит забывать, что метод требует от дрессировщика думать не только за себя, но и за своего питомца. Потому что именно в грамотном построении занятия, в грамотном и доходчивом изложении наших требований и лежит ключ к успеху. Если мы хотим заставить собаку что-то сделать, надо прежде всего подумать, а как она сможет это сделать, как я могу донести до неё свои требования так, чтобы она не потеряла интерес к работе, а наоборот почувствовала удовольствие от её выполнения. Кликер-метод стимулирует не только умственную деятельность животного, но и нашу, заставляет задумываться о последствиях наших действий, просчитывать ситуацию, держать её под контролем и только тогда можно достигнуть совместного успеха. Кликер позволяет сделать дрессировку не рутиной, а захватывающим мероприятием. Кликер-метод интересен всем – и собакам и их владельцам, он позволяет найти точки соприкосновения, сделать взаимные отношения интересными и гармоничными. Именно поэтому мы говорим: «Кликер-тренинг – это путь к взаимопониманию!»
В последующих статьях мы более подробно остановится на практическом аспекте работы по кликер-методике, расскажем о формировании базовых навыков послушания, коррекции поведения.
Александр Журавлев
Инструктор по дрессировке,
начальник КСС ДОСААФ ЮВАО г. Москвы
Статья из журнала "Мир Собак"