АДМИНИСТРАЦИЯ ФОРУМА НЕ ЗАНИМАЕТСЯ СБОРОМ ФИНАНСОВ, ЛЮБОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ И ДЕНЕЖНАЯ ПОМОЩЬ ЖИВОТНЫМ - ЭТО ЛИЧНЫЕ ДОГОВОРЕННОСТИ МЕЖДУ ВОЛОНТЕРАМИ И СОЧУВСТВУЮЩИМИ. На этом форуме мы делимся полезной информацией и пытаемся помочь животным, попавшим в сложные обстоятельства. Огромная просьба: размещать максимально подробную информацию о потерянных, найденных и отдаваемых животных.

Форум любителей собак и других животных

Объявление

ФОРУМ НАХОДИТСЯ НА СТАДИИ ЗАПОЛНЕНИЯ. ОЧЕНЬ ЖДЁМ ВАС С ВАШИМИ ИСТОРИЯМИ, СОВЕТАМИ И ОПЫТОМ!!!

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Форум любителей собак и других животных » Дрессировка » Интересные методы дрессировки "Кликер-дрессировка"


Интересные методы дрессировки "Кликер-дрессировка"

Сообщений 1 страница 10 из 10

1

Кликер-дрессировка

http://s4.uploads.ru/1wb38.jpg

Своё название кликер-дрессировка ведёт от кликера - устройства используемого в процессе обучения. Кликер (clicker) – представляет собой маленькую пластиковую коробочку с клавишей, которая при нажатии на нее издает звуковой сигнал – щелчок. Слово click так и переводится с английского – щелчок. Кликер позволяет быстро и эффективно решить те вопросы дрессировки и обучения нашего питомца, на которые, используя традиционные методы работы, раньше тратились многие часы. Теперь это занимает считанные минуты. При правильном и грамотном использовании кликера мы открываем перед собой и собакой новые возможности и можем добиться поразительных результатов в работе. Причём делая это бесконфликтно, комфортно и весело для всех участников процесса. Буквально одним щелчком.

А сейчас совершим небольшой экскурс в историю кликер-дрессировки чтобы понять уникальность и своеобразность   этого метода.

Родиной кликер-дрессировки являются США. Именно там, в середине прошлого века, в стенах Гарвардского университета, профессором психологии Б. Ф. Скиннером (B. F. Skinner), были разработаны основные принципы теории оперантного обучения, которые затем легли в основу кликер-дрессировки. Суть оперантного обучения состоит в последовательном, целенаправленном, поэтапном отборе и закреплении нужных (желательных)  форм поведения обучающегося и устранении ненужных (нежелательных). А инструментом такого отбора и стал звуковой сигнал  (клик).

Аспиранты профессора -  Келлер Бреланд (Keller Breland) и его жена Мэрион Балей (Marion Bailey) применили эти разработки при работе с дельфинами в «Центре млекопитающих морской пехоты». Затем к ним присоединилась, теперь уже всемирно известная дрессировщица, Карен Прайор (Karen Pryor), которая сначала в «Центре млекопитающих», а потом и в собственном «Морском парке жизни» продолжила работы по кликер-методике с различными видами дельфинов. Более подробно об этом можно прочитать в книге Карен Прайор «Несущие ветер».

Почему ученые занимались дельфинами и  почему мы заостряем ваше внимание на этом?  Потому что очень важным моментом этой работы был факт, что на  дельфинов нельзя воздействовать физически (механически), а можно лишь поощрять или игнорировать то или иное их поведение. Это стало ключевым фактором в процессе дрессировки. В итоге была совершена практически  революция. Традиционное восприятие животного как пассивного объекта воздействия со стороны дрессировщика было сломано и сформирован совершенно новый подход, когда животное стало равноправным партнёром в процессе обучения. Отныне главной задачей дрессировщика стало создание условий для проявления животным собственной активности и чёткого обозначения нужного момента поведения, которое требует положительного подкрепления. Инструментом для такого обозначения при дрессировке дельфинов был сигнал свистка. Чтобы сделать сигнал свистка желаемым и приятным для дельфина, его наличие увязали с дачей рыбы. Другими словами, слыша свисток, дельфин знал, что он получит рыбу в качестве вознаграждения за правильное поведение. Ну а позже, в дрессировке собак, свисток трансформировался в щелчок (клик).

Почему же использование звукового сигнала (свистка, щелчка) в обучении и дрессировке животных так эффективно? На это есть несколько причин. Во-первых, любой звук очень точно дифференцируется слуховыми органами животного, а тем более, когда он звонкий и чёткий. Во вторых, по своей сути звук  нейтрален. Он не плохой и не хороший, он просто звук и не несёт в себе примеси индивидуально-эмоциональных оттенков, характерных для словесных команд дрессировщика. В-третьих, звуковой сигнал позволяет очень точно выделять нужное действие во времени. Моментально, практически в доли секунды, дрессировщик может сообщать животному о результативности его поведения. Ну и в-четвёртых, звук позволяет производить подкрепление на значительном расстоянии от дрессировщика, т.е. позволяет работать с животным не только в непосредственной близости.

Итак, поработав с дельфинами, получив великолепные результаты работы, лично убедившись в эффективности метода звукового подкрепления, Карен Прайор (Karen Pryor) перенесла свой опыт дрессировки на собак, доступно и весьма подробно изложив принципы своей работы и практические примеры в популярнейшей книге «Не рычите на собак».Кликер дрессировка

Вот так, из дельфинария на собачью дрессировочную площадку и пришёл кликер-метод. Пришёл и уже более 30 лет успешно применяется при работе с собаками по различным аспектам подготовки.

В России кликер-метод появился в начале 90-х годов прошлого века и связан с именем Валерия Степановича Варлакова. Тогда, будучи еще сотрудником Института нормальной физиологии АМН СССР, Варлаков начал применять его для дрессировки собак. Впоследствии Валерий Степанович стал основным  популяризатором этого метода в России, дополнительно обогатив его и расширив рамки применения кликер-метода в дрессуре собак. В. С.  Варлаковым написаны интересные и полезные статьи по кликер-методике, под его руководством были подготовлены тысячи собак в городе Москве и десятки инструкторов, которые и сейчас продолжают применять кликер-метод в дрессировке.

Чем же так хорош кликер-метод?

Кликер-метод универсален и применим практически к любым собакам, – с его помощью можно работать как с агрессивными, так с и пугливыми, как с гиперактивными, так  и с заторможенными, со взрослыми и щенками, со служебными и декоративными породами. Он позволяет построить процесс дрессировки с учётом как породных, так и индивидуальных особенностей вашего питомца. Он дает возможность уйти от рутины многочасовых занятий и превратить их в приятное и полезное времяпрепровождение. Он помогает интеллектуально развивать собаку, формирует у нее желание активно познавать окружающий мир.

Кликер-метод очень популярен в спортивном собаководстве. Аджилити, обидиенс, фристайл, фрисби  – везде кликер-метод метод применяется как основной способ дрессировки. Он позволяет легко и комфортно осваивать сложные навыки и создает условия для раскрытия потенциала собаки.

Часто кликер-метод ещё  называют бесконфликтной дрессировкой. И это действительно так, кликер-метод не отрицает наличия наказания животного, но вся работа направлена на то, чтобы избежать возможностей наказания. «Созидать, а не разрушать» – основной смысл кликер-дрессировки. Правильно формируя требования к нашему питомцу, создавая условия для безошибочной работы, грамотно отбирая и чётко объясняя нужное (желаемое) поведение, мы исключаем необходимость наказания, оно становится ненужным. Игнорируя ошибки, мы чётко сообщаем нашему питомцу о нерезультативности такого поведения и, наоборот, ярко, положительно подкрепляя нужное, мы стимулируем его к безошибочному выполнению поставленной задачи.
Мы попросили высказать своё мнение о кликер-методе известного московского кинолога, одного из создателей нормативов УГС (управляемая городская собака), ЗГС (защитная городская собака), БР(большой ринг), Новикова Петра Ивановича.

«Мой кинологический стаж насчитывает более 30 лет. Начинал работать с собаками ещё в 70-х годах, использовал в работе различные методики, но когда в начале 90-х столкнулся с кликер-методикой, то был поражен её простотой и эффективностью. Собака на занятиях буквально приобретала «крылья», начинала делать всё с желанием, быстро и чётко. Упрямцы становились покладистыми без жестокости и принуждения. Проблемы в поведении, причём разноплановые, решались быстро, а главное надёжно. Кликер-метод позволяет заложить такой потенциал в собаку, который не может дать ни одна другая методика. Я применяю его в различных аспектах своей работы: при бытовой дрессировке, при спортивной, отличные результаты метод дал при обучении служебных собак поиску ВВ (взрывчатых веществ). Кликер-метод, это метод будущего, но он предъявляет повышенные требования к дрессировщику, это нельзя забывать».

Последнее замечание господина Новикова очень важно! При всей лёгкости и простоте кликер-метода не стоит забывать, что метод требует от дрессировщика думать не только за себя, но и за своего питомца. Потому что именно в грамотном построении занятия, в грамотном и доходчивом изложении наших требований и лежит ключ к успеху. Если мы хотим заставить собаку что-то сделать, надо прежде всего подумать, а как она сможет это сделать, как я могу донести до неё свои требования так, чтобы она не потеряла интерес к работе, а наоборот почувствовала удовольствие от её выполнения. Кликер-метод стимулирует не только умственную деятельность животного, но и нашу, заставляет задумываться о последствиях наших действий, просчитывать ситуацию, держать её под контролем  и только тогда можно достигнуть совместного успеха. Кликер позволяет сделать дрессировку не рутиной, а захватывающим мероприятием. Кликер-метод интересен всем  – и собакам и их владельцам, он позволяет найти точки соприкосновения, сделать взаимные отношения интересными и гармоничными. Именно поэтому мы говорим: «Кликер-тренинг  – это путь к взаимопониманию!»

В последующих статьях мы более подробно остановится на практическом аспекте работы по кликер-методике, расскажем о формировании базовых навыков послушания,  коррекции поведения.

Александр Журавлев
Инструктор по дрессировке,
начальник КСС ДОСААФ ЮВАО г. Москвы

Статья из журнала "Мир Собак"

0

2


УРОКИ КЛИКЕР-ТРЕНИНГА
Начало работы с кликером. Подготовка

Итак, вы решили попробовать на практике возможности кликер-дрессировки. И мы дадим вам такую возможность, но, предварительно попросив вас, уделить несколько минут небольшому изучению теории кликер-метода. Это важно для того, чтобы первый опыт общения с кликером вас и вашего питомца прошёл без ошибок и доставил вам только приятные минуты от совместного тренинга.

Кликер-дрессировка – это дрессировка через стимул (побудительную причину), когда мы побуждаем определённое поведение животного для удовлетворения какой-то потребности.

Оптимально для работы выбрать стимул, который базируется на основных потребностях нашего питомца, например на пищевой потребности. Сформировать пищевую потребность очень легко, мы переносим обычное кормление собаки на время занятия, и собачка не просто ест, а зарабатывает корм, выполняя определённые действия. Работа на пищевом стимуле не вызывает недовольства и избегания, а наоборот естественна и понятна практически любой собаке. Можно также использовать в качестве стимула игрушку, но игровая мотивация встречается не у всех животных и, работая с игрушкой, сложнее дозировать размер подкрепления, часто животное быстро наигрывается и теряет интерес к игре.

Важным аспектом в работе будет наличие подкрепления. Подкрепление – это определённое воздействие на собаку, которое сообщает животному об эффективности его поведения. В кликер-дрессировке существует положительное и отрицательное подкрепление. Положительное подкрепление (ПП) – это подкрепление, связанное с приятными и эмоционально-положительными воздействиями на собаку, т.е. то что, несёт в себе положительные эмоции для вашего питомца (пища, игра, ласка.). ПП мы применяем, когда нам надо закрепить или повторить желательное поведение животного. Отрицательное подкрепление (ОП), это всё то, что связано с негативными эмоциями (отсутствие ПП, неприятное физическое воздействие и т.п.). ОП мы обычно пользуемся, когда нам не надо, чтобы животное повторило какое-то своё предшествующее поведение.

Основным в кликер-дрессировке является использование ПП, поэтому чтобы сообщить собаке, что определённое её поведение нам нравится, и мы хотим закрепить его, и подкрепить положительно, мы вводим сигнал кликера.

То есть, прежде чем положительно подкрепить собаку (в нашем случае – дать пищу), мы будем совершать щелчок. И через небольшой промежуток времени, собака будет понимать, что когда раздаётся щелчок кликера, она получит пищу, т.е. получит ПП.

Когда нам надо будет проигнорировать определённое поведение животного, то мы не будем щёлкать, а отсутствие ПП и есть отрицательное подкрепление.
Применяя подкрепление, вы должны соблюдать определённое правило, а именно: сигнал подкрепление (щелчок) должен производиться точно в момент совершения действия или сразу после него!

Очень важным является размер ПП. Мы уже договорились использовать в качестве ПП пищу, поэтому чтобы у собаки не терялся к ней интерес, чтобы продлить время занятия, мы будем использовать мелко нарезанную пищу. Оптимальным будет использование кусочков размером с 5 копеечную монетку или даже мельче, а зависимости от размеров собаки. Часто для работы используют сыр, мясо, сухой корм и т.п., любые продукты, которые ваш питомец будет съедать с удовольствием.

Применяя ПП, мы будем использовать определённый режим. На первоначальной стадии работы, когда происходит объяснение и отбор определённого поведения животного, положительно подкрепляться будет каждое правильное движение, это т.н. режим 100% подкрепления. А вот по мере усвоения учебного материала, для повышения заинтересованности в работе, режим подкрепления будет становиться вариативным и будет составлять 70-80%, т.е. будет подкрепляться не каждое движение, а 2 из 3.
И, конечно же, нельзя обойти внимание основные принципы формирования навыков.

Основным условием установления связи “клик-кусочек” является поиск лакомства после щелчка.

http://s5.uploads.ru/vNZMq.jpg    http://s4.uploads.ru/rpBhd.jpg
Щелчок! В момент, когда собака смотрит      Как интересно. Что это такое!
в сторону.

http://s5.uploads.ru/RqaZX.jpg     http://s5.uploads.ru/EcmFR.jpg
Тренер я вся во внимании!                            Получи кусочек!

Мы воспользуемся советами, которые указал в своей статье: «Зачем собаке учиться? И как её учить?» гуру отечественной кликер-дрессировки В.С.Варлаков. Он пишет:

    «Для того чтобы дрессировка была эффективной, необходимо строго придерживаться следующих общих принципов формирования навыков.
    1.Создание доминирующей мотивации, на основе которой будет формироваться навык (пищевой, игровой и т.п.).

    2.Максимальное обеднение дрессировочной обстановки на начальной стадии обучения.

    3.Поддержание взаимного интереса между дрессировщиком и собакой. Необходимо, чтобы в процессе дрессировки каждая из сторон достигала своего программируемого результата, в этом случае взаимный интерес будет высок.

    4.Взаимные объяснения между дрессировщиком и собакой возможны лишь в том случае, если между ними есть своеобразный «языковой» контакт. При формировании каждого нового навыка этот «язык» (жестов, интонаций, команд и пр.) обогащается новыми элементами.

    5.Четкое определение границ формируемого навыка. Дрессировщик должен иметь ясное представление о том, что он подкрепляет, а собака – не менее четкое представление о том, какие ее действия подкрепляются. В результате взаимодействия дрессировщика и собаки должен всегда достигаться результат их деятельности на основе заинтересованности в работе.

    6.Обязательно на всех этапах дрессировки собаки вводится санкционирование на отмену выполняемого навыка. Другими словами, выполнение команды должно всегда отменяться дрессировщиком (командой «гуляй!» или какой-либо другой). Произвольного ухода собаки во время выполнения навыка быть не должно.

    7. Дрессировка собаки осуществляется под постоянным контролем технических средств (поводка, специальной цепочки, рулетки и тому подобное). С их помощью всегда можно исправлять поведение животного именно в тот момент, когда в этом есть необходимость.

    8. Если в начале формирования и закрепления навыка требуется обеднённая обстановка, то по мере его отработки и упрочения набор разнообразных ситуаций нужно максимально увеличивать.

    9.В начале формирования навыка применяется стопроцентный режим подкрепления, а в дальнейшем подкрепляющие воздействия применяют по вероятностной схеме. В этом случае животное, выполняя команды, не знает, когда получит подкрепление, но точно знает, что непременно получит.

    10.Автоматизация навыка достигается многократным его повторением под жестким контролем технических средств. При этом используется вероятностная схема подкреплений. Постепенно вероятность положительных подкрепляющих воздействий за выполнение навыка снижается, а степень отрицательных (в случае невыполнения навыка), наоборот, возрастает. Все воздействия направлены на то, чтобы добиться быстрого, единообразного выполнения навыка сразу после первой команды. Воздействия направляющие, корректирующие и подкрепляющие подаются единообразно и быстро.»

А теперь приступаем к работе.

Александр Журавлев
Инструктор по дрессировке,
начальник КСС ДОСААФ ЮВАО г. Москвы

0

3

Карен Прайор
Дрессировка собак с помощью кликера

Введение

Дорогие любители собак,

добро пожаловать на дрессировку с кликером. Дрессировка с кликером — это не новомодное введение или какой-то особый метод. Дрессировкой с кликером на сленге инструкторов-дрессировщиков называется обучающая система с положительным подкреплением, основанная на инструментальном рефлексе, это набор научных принципов, описывающих развитие поведения, в ходе которого животные «действуют» по обстановке, вместо того чтобы действовать как-то ещё. Инструментальное, или оперантное обучение лежит в основе того, как животные учатся в природе, поэтому его принципы можно применять в самых разных ситуациях. Возможности этого метода для дрессировки собак просто безграничны.

Дрессировка с кликером является развивающим методом, который может быть использован в качестве новой технологии при обучении полицейских патрульных собак, служебных и охотничьих собак, для щенков, ещё до отъёма от матери, при подготовке к соревнованиям по обидиенс и аджилити, к охоте, полевым состязаниям и натаске для подготовки к выставкам, в группах «хороших манер» для владельцев собак и дома.

О дрессировке с кликером

На самом деле дрессировка с кликером не зависит от кликера или от пищи. Дрессировка с кликером зависит от подкрепления, которым может быть то, что любит собака (игрушки, ласка и т. д.), и является сигналом, обеспечивающим своевременный обмен информацией между дрессировщиком и собакой. Мы начинаем с пищевого подкрепления и кликера как сигнала, поскольку это самые совершенные обучающие инструменты для вас и вашей собаки. Вместе со своей собакой вы научитесь новым способам взаимодействия.

Все, чему вы хотите научить свою собаку, вы сможете сделать при помощи дрессировки с подкреплением. После того, как собака поймёт, каких действий вы от неё хотите, как их делать и когда их делать, вы сможете заменить щелчок кликером словом, а пищу — лаской. Слово и ласка всегда с вами.

Когда у собаки закрепится поведение, выработанное дрессировкой с кликером (если вы не введёте новых правил), это поведение станет пожизненным. Когда собака научится нескольким навыкам, вам больше не понадобится щёлкать или награждать её, вы можете подкреплять её поведение в целом. А доставать свой кликер вы будете, только когда захотите улучшить реакцию или научить собаку чему-то новому, или просто для занимательности общения с собакой. Ведь дрессировка с кликером — очень интересное занятия для вас и вашей собаки.

Но с чего и как начать? Опытный инструктор по дрессировке с кликером обучит вас основным действиям за несколько минут, но не у всех есть такие инструкторы, многие должны учиться самостоятельно. Эта книга поможет вам начать обучение, даст вам опору в развитии первых действий с кликером. В других книгах и на видеокассетах вы сможете найти новую информацию, которая улучшит ваше владение этим предметом. Тысячи дрессировщиков с кликером успешно начинали свою работу, пользуясь этой книгой.

0

4

Если вы видели выступление дрессированных дельфинов в океанариуме или по телевизору, вы наверняка обратили внимание, насколько дельфины — обучаемые животные. По команде они показывают все виды точных действий, включая прекрасные акробатические трюки и взаимодействие друг с другом и людьми-пловцами. Публику всегда поражает их готовность работать и тот интеллект, которым они для этого должны обладать. Как бы было хорошо, если бы собаки реагировали так же!

Если мы узнаем дрессировщиков дельфинов поближе, то увидим, что ни дельфины, ни их тренеры не являются гениями. Скорость, точность и явное наслаждение дельфинов своей работой обусловлены принципами дрессировки, которые используют при их обучении. Те же методы можно использовать и для обучения собак.

Исключение наказания

Самым первым принципом дрессировки дельфинов является исключение наказания при работе с животными. Не имеет значения, что вы получаете, даже если животное хочет вас заставить что-то сделать, окатив водой с головы до ног, ответить ему вы не можете. Вы не можете использовать поводок или кнут или собственный кулак против животного, которое быстро уплывёт от вас. Вы не можете заставить дельфина голодать, чтобы заставить его сотрудничать. Дельфины получают воду из рыбы, которую едят, поэтому лишение их рыбы приведёт к быстрому обезвоживанию и смерти. В конце концов, вы даже не сможете закричать на дельфина, потому что он вас не услышит.

Может быть, вы подумали: «Держу пари, я смогу найти способ наказать дельфина», а я держу пари, что вы действительно найдёте такой способ, но он всё равно не понадобится, потому что дрессировщикам дельфинов он и не нужен.

http://modernlib.ru/books/prayor_karen/dressirovka_sobak_s_pomoschyu_klikera/pic_3.jpg

Собака которую обучают с кликером, становится энергичнее и отзывчивее она любит работать.

Дрессировщик может получить от дельфина всё, что захочет, для этого он использует только положительное подкрепление: один-два свистка и ведро рыбы. Мы «формируем» каждое действие с помощью положительного подкрепления. Мы используем позитивное подкрепление, чтобы добиться быстрой и правильной реакции на команду, достичь послушания. Мы можем использовать положительное подкрепления даже для улучшения дисциплины, для контроля нежелательного поведения, такого как атаки на плавучий матрас или отказ проходить в ворота (см. далее). Точное использование положительного подкрепления приводит к развитию у животных филигранной техники исполнения и любви к работе.

Для дрессировки собак мы часто используем силу как для побуждения к каким-то действиям, так и для исправления неизбежных ошибок. Мы можем использовать вознаграждение или ласку, делая неважным приобретение собакой опыта смущения, страха и даже физической боли в процессе дрессировки. Некоторые собаки достаточно спокойны к такому негативному опыту, но дельфины, которые являются дикими животными, на это не способны. Конечно, можно обучить дельфина и такими методами, но вы получите вялое, безрадостное и ненадёжное исполнение, к тому же дельфин может выказывать агрессию к людям. (Не правда ли, похоже на выполнение команд некоторыми собаками?)

С другой стороны, если вы дрессируете собаку теми же методами, которыми мы обучаем дельфинов, на основе положительного подкрепления, собаки начинают вести себя, как дельфины, они становятся энергичными, внимательными, точными, послушными и способны просто на фантастическое исполнение команд. В этой книге описано, как этого добиться.

0

5

Магический сигнал

Когда я общаюсь с дрессировщиками собак, то часто сталкиваюсь с неправильным мнением, что положительным подкреплением является пища. Это не так. Главным элементом достижения удивительного исполнения у дельфинов является вовсе не пищевое подкрепление. Дельфины работают не за рыбу, дельфины работают за свисток. Звук свистка является магическим сигналом, который влечёт за собой великолепное выполнение команды.

Первым шагом в дрессировке дельфинов является обучение их тому, что каждый раз, как они услышат свисток, они могут получить рыбу. Когда животные узнают, что свисток означает «Сейчас будет рыба», то дрессировщик свистком может отмечать то поведение, которое ему нравится, а затем постепенно формировать или развивать что-то более сложное как ответ на указание.

Например, допустим, что несколько раз дельфин слышит свисток (а затем получает рыбу), когда выпрыгивает из воды. Затем он начинает выпрыгивать каждый раз, когда дрессировщик поднимает руку. Затем он открывает для себя, что прыжок «работает» только тогда, когда дрессировщик поднимает руку. Так поднятая рука становится зелёным светом для прыжка.

Дрессировщик может постепенно вводить и другие условия — прыжок «работает» только в направлении от дрессировщика и по направлению к публике, когда прыжок выше полутора метров, когда прыжок совершается ровно через три секунды после поднятия руки. И, наконец, после нескольких уроков дрессировщик обучает дельфина делать «поклон на публику», по команде и с большой точностью. Дельфин тоже учит дрессировщика: «Все, что я делаю, представляет собой определённые виды прыжков, когда дрессировщик поднимает руку, он немедленно мне свистит и даёт рыбу каждый раз!»

Заметьте, что свисток не используется как команда. Он не приказывает дельфину что-то делать, сигналом к действию является поднятая рука. Свисток говорит дельфину в течение или в конце действия, что дрессировщику нравится это действие и за него дельфин получит рыбу. (Вы можете не зацикливаться только на пище, вы также можете связать условное подкрепление с лаской или игрушкой или другим стимулом.)

Теперь свисток становится условным подкреплением. На языке психологов пища, ласка или любое приятное переживание являются безусловным подкреплением, чем-то, что животное хочет получить безо всякого обучения. Свисток же является условным подкреплением, это то, что животное учат хотеть сделать. (Некоторые люди используют термин «первичное подкрепление» для пищи и «вторичное подкрепление» для сигнала. Я избегаю этих терминов, поскольку они приводят к мысли, что раз свисток «вторичен», он должен даваться после пищи, что для животного, конечно, бессмысленно и бесполезно как инструмент дрессировки.)

0

6

Главная роль

Что случится, если вы постараетесь научить дельфина простым прыжкам от вас по указанию, но не используя свисток? Во-первых, вы не сможете правильно выбрать время для вознаграждения рыбой, когда животное сделало плохой прыжок. Поэтому не имеет значения, какой прыжок сделало животное, ему всё равно потом дадут рыбу или не дадут рыбы вовсе. У вас нет возможности объяснить животному, почему один прыжок будет вознаграждён, а другой нет, или какой прыжок вам понравился больше. Был ли он достаточно высоким? Или вам понравилось, как животное уплывает или подплывает? Чтобы разработать прыжок нужной высоты, своевременности и направления, вы должны исключить все неточности методом проб и ошибок на многочисленных дрессировках. Вы будете счастливы, если животному не надоест (и дрессировщику тоже!), прежде чем исполнение будет правильным и точным.

Из-за отсутствия информации об этом, тот дрессировщик, который использует пищу как вознаграждение безусловного подкрепления обычно получает животное, которое работает энергично, но учится медленно. Мы наблюдали это и на собаках, которых вознаграждали многократно лакомством без какого-то ясного сигнала, который бы точно обозначил подкрепляемое действие. Эти собаки полны энтузиазма и дружелюбия, но они ничего не знают.

http://modernlib.ru/books/prayor_karen/dressirovka_sobak_s_pomoschyu_klikera/pic_4.jpg

Дрессировка с лакомством эффективна всегда, но без условного подкрепления, например кликера, собака может стать одержимой попрошайкой.

К тому же если дрессировщик использует пищу без условного подкрепления, животное учится постоянно следить за дрессировщиком в ожидании пищи. Лошади суют нос вам в карман, а собаки лижут руки. Дельфины плавают вокруг дрессировщика и боготворят ведро с рыбой. Если животное постоянно следит за дрессировщиком, очень трудно научить дельфина прыгать в противоположном направлении, к публике.

Когда вы выработали условное подкрепление, вы сможете идентифицировать действие на расстоянии или когда животное двигается от вас. Поэтому хорошо обученное животное вместо того, чтобы надоедать вам своим попрошайничеством, будет делать своё дело, но одновременно внимательно слушать магический звук, чтобы оно ни делало: для лошадей и собак эта внимательность имеет огромное обучающее значение сама по себе.

Поскольку сигнал позволяет отмечать доли секунды, то свистком можно развить у животного точное понимание, чего хочет дрессировщик. Это позволит обучить животное, чему вы хотите, очень чётко и подробно. Например, пусть дельфин выучил одно правило (прыгать в заданном направлении), поэтому вы уверены, что он почти всегда прыгает в правильном направлении по вашему сигналу. Теперь добавим новые детали или правила. Вы решили: «Я буду подкреплять только высокие прыжки». Дельфин достаточно быстро учится новым деталям («Я должен прыгать в этом направлении и прыгать высоко»).

Этот постепенный процесс кажется очень тщательно разработанным, но на практике это фантастически короткий способ обучения сложному поведению. Даже с необученным дельфином дрессировщик может разработать эффектное и специфическое поведение по одному указанию (например, поклон на публику, который я описывала) за два-три дня, а иногда, если все идёт хорошо, и за один десятиминутный урок. Много раз за мою работу с дельфинами мне удавалось «схватить» определённое действие, сформировать его в нечто особенное и научить делать его по одному указанию всего за один урок, об этом говорят и другие дрессировщики дельфинов.

0

7

Как быть с собаками?

За один десятиминутный урок вы легко сможете переложить методы дрессировки дельфинов для собаки при использовании условного подкрепления. Некоторые собаки боятся свистков. Лучшим условным подкреплением для собак является кликер, маленькая коробочка, которая при надавливании на металлическую пластинку издаёт щелчок. Её можно купить в магазинах для животных или заказать по Интернету.

http://modernlib.ru/books/prayor_karen/dressirovka_sobak_s_pomoschyu_klikera/pic_5.jpg

Как только вы увидите что собака напряжена и ждёт лакомства, знайте, что сигнал (щелчок) стал условным подкреплением

Возьмите с собой кликер и немного лакомства. Разделите лакомство на маленькие кусочки, так чтобы вознаградить собаку пятнадцать-двадцать раз, но не насытить её. Некоторые собаки будут работать за сухой корм, особенно перед кормёжкой, но обычно лучше взять что-то более соблазнительное.

Научите собаку распознавать щелчок кликера, щёлкая и давая лакомство раз пять в различных частях комнаты или сада (чтобы у собаки не появилось мысли, что кликер работает только в одном определённом месте).

Затем щёлкните кликером и помедлите с лакомством несколько секунд. Если вы увидите, что собака напряглась и ждёт лакомство, знайте, что сигнал стал условным подкреплением. Теперь вы можете создавать поведение, мы называем этот процесс «формированием».

0

8

Формирование поведения

Легче всего сформировать поведение под названием «Поймай свой хвост». Конечно, существует столько способов, как добиться этого поведения, сколько придумывают дрессировщики: вы можете повернуть собаку вокруг себя за ошейник, вы можете положить кусочек бекона на кончик хвоста, чтобы собака обернулась вокруг себя, чтобы полизать хвост. Но есть только один способ добиться этого сразу без принуждений.

Прекратите щёлкать кликером и немного подождите. Ваша собака может быть заинтригована и возбуждена, когда вы ничего не делаете. Она может крутиться и даже заскулить или залаять. В тот момент, когда собака движется или поворачивается в нужном вам направлении, щёлкните кликером. Дайте лакомство.

Опять подождите. Не обращайте внимания на все остальные действия собаки, за исключением правильного (не ждите чуда, один поворот головы или один шаг передней лапой в правильном направлении — это всё, что вам нужно). Если «поймали» это поведение, если у вас хорошее чувство времени, за три или четыре подкрепления вы можете добиться, что собака поворачивается в нужном направлении чаще и быстрее.

Теперь вам не нужно подкрепление после первого шага в нужном направлении, но вы должны подкреплять весь поворот в нужном направлении, который состоит из нескольких шагов, возможно, каждую четверть круга, а после того, как собака освоит эти четвертинки круга, обучение полному повороту пойдёт ещё быстрее.

http://modernlib.ru/books/prayor_karen/dressirovka_sobak_s_pomoschyu_klikera/pic_6.jpg

Гриффа учат поворачиваться по кругу. За каждое правильное движение ему щёлкают кликером.

Это лучший момент прекратить первый урок: остановка после маленькой победы — вот золотое правило. На следующий день возьмите кликер, кучу лакомств и начните с первого шага, затем сделайте четверть круга, а затем полный круг, вы увидите, что во второй раз все пойдёт намного быстрее.

После обучения повороту на один круг переходите к следующему шагу — повороту на два круга, а затем уже к следующему и очень важному шагу — разнообразию подкрепления — в одном случае подкрепляйте половину круга, в другом два круга или один или три полных круга, или даже один с четвертью, такой порядок ваших действий заставит собаку быть очень внимательной. Когда собака поймёт, что от неё требуется, вы можете ввести знак рукой или словесное указание, чтобы собака выполняла этот трюк, только когда её попросят.

Это очень простой трюк, и он не создаст вам имени великого дрессировщика. Существует и другое поведение, в котором вы сможете попрактиковаться, это «обозначение целей», при котором у собаки формируют такое поведение, как прикосновение носом к точке, на которую вы указали. (Дрессировщики морских львов учат своих животных «целиться» в сжатый кулак дрессировщика, затем опуская кулак на землю, или поднимая его в воздух, дрессировщик может заставить льва двигаться в нужном направлении без принуждения.) Целью этих экспериментов не является обучение собаки трюкам, это демонстрация использования условного подкрепления при формировании поведения и того, насколько эффективным может быть этот вид подкрепления.

0

9

Почему нужно использовать кликер?

Зачем вам нужен кликер? Почему вы не можете, к примеру, использовать голос и слово «Молодец» в качестве условного подкрепления? Основной причиной является то, что вы не сможете сказать «Молодец» именно в те нужные доли секунды, чего вы с лёгкостью достигнете щелчком кликера. С помощью кликера после небольшой практики вы сможете подкреплять совершенно неуловимые движения — всего один шаг лапой в правильном направлении. Похвала — вещь неопределённая, потому что занимает слишком много времени. Щелчок также несёт информацию и для вас. Он учит вас чувству времени, потому что провести грань между слишком ранним и слишком поздним щелчком намного проще, чем между сказанными вслух словами.

Другой трудностью в использовании слов являются наши постоянные разговоры рядом с собаками, и с самими собаками, которые мы ничем не подкрепляем. Для собак очень трудно рассортировать значимые слова от общего шума, который мы производим. Но щелчок кликера сильно отличается от остальных звуков, поэтому его значение так кристально ясно для собак. Вы действительно увидите, насколько точно условно подкрепляемая собака реагирует на трещотку (она наэлектризована, гальванизирована, возбуждена), по сравнению с собакой натренированной на слово «Молодец». («Что? А…» Собака улыбнулась, помахала хвостом.)

0

10

Реальный мир

Итак, я слышала дрессировщиков, которые говорили, что кликер хорош только для обучения трюкам, но ни для чего больше. Вы не сможете использовать его, к примеру, в ринге обидиенс. Конечно, нет, но он там вам и не нужен. Значимость кликера заключается в формировании нового поведения или уточнении деталей, он не нужен животному, которое уже обучено. Но даже для знаменитого чемпиона по рабочим соревнованиям кликер в качестве условного подкрепления может стать очень полезным инструментом.

http://modernlib.ru/books/prayor_karen/dressirovka_sobak_s_pomoschyu_klikera/pic_7.jpg

Когда поведение уже закреплено, его не нужно постоянно подкреплять

Один участник состязаний рассказал мне, что он обучил свою суку добермана сигналу кликера, а затем использовал этот сигнал для подкрепления того, чтобы собака смотрела в лицо хозяина во время работы вместо того, чтобы смотреть в сторону.

«Это выглядело, как будто она была признательна за информацию, потому что для неё все прояснилось», — сказал он. Конечно, когда собака начинает понимать, чего же от неё хотят, она будет делать это правильно и на ринге безо всякого кликера.

Не следует, однако, думать, что люди никогда не использовали условного подкрепления на ринге. Все дрессировщики делали это, чтобы закрепить в сознании собаки сигнал, который больше никто, кроме неё, не поймёт. Я знаю одного очень способного дрессировщика на послушание, использовавшего едва слышное фырканье как условное подкрепление. Я видела похвалу одной из участниц соревнований: «Хорошая работа!» (она тут же отразилась великим наслаждением на морде её собаки), которая была передана прикосновением пальца хозяйки к голове собаки. Я знаю, что одна участница соревнований научила свою собаку Рекса, что лакомства называются «Билли». Затем, когда собака все выполняла на ринге, она подкрепляла особенно хорошее поведение, например точное возвращение, что выглядело в виде команды: «Билли, рядом!» И всем казалось, что она использует обычное имя своей собаки.
http://modernlib.ru/books/prayor_karen/dressirovka_sobak_s_pomoschyu_klikera/pic_8.jpg

Еда, еда, еда! Собака наслаждается, но общее впечатление отвратительное.

Насколько приятнее смотреть на собаку, которой щёлкнули, чтобы она приняла нужную стойку, ведь она знает, что её наградят позднее.

Когда собака обучена каким-то действиям, условное подкрепление позволяет не только отсрочить награду пищей, не теряя при этом совершенства исполнения, но и давать вообще меньше лакомства. Вам не следует волноваться, что ваше животное успеет насытиться ещё до конца работы. Один пример: на собачьих выставках я часто замечала хендлеров, которые раз за разом подкармливали собак, давали им пищу, чтобы получить наиболее совершенную выставочную стойку или напряжённое выражение. И когда бы я не наблюдала, как в собачью пасть падает все новая и новая пища, всякий раз я знала, что хозяин этой собаки не имеет ни малейшего представления об условном подкреплении! Намного эффективнее приучить животное к нужной позе, развить понимание словесного указания, а затем подкрепить собаку щелчком за то, что она сохраняла нужную стойку соответствующее время. Награда пищей последует потом, вне ринга или когда эксперт уйдёт.

Сила условного подкрепления заключается в его действии — оно передаёт информацию и влияет на поведение животного, причём во всех ситуациях, когда обычное подкрепление нежелательно или невозможно. Подумайте, к примеру, насколько было бы полезно условное подкрепление для обучения розыскных собак, ездовых, сторожевых, поводырей, разыскивающих птиц и приносящих убитую дичь и для формирования любого поведения собак, когда требуется, чтобы животное работало далеко от вас.

0


Вы здесь » Форум любителей собак и других животных » Дрессировка » Интересные методы дрессировки "Кликер-дрессировка"